#


     «Святость – это не просто правѣдность, но достиженіе такой духовной высоты, что благодать Божія, наполняющая святаго, отъ него переливается и на тѣхъ, кто общается съ нимъ».


     Святитель Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій это святой 20-вѣка, духовный предводитель русскаго зарубежья и примѣръ силы духа, кротости, благородства и трудолюбія.


     Святитель Іоаннъ, въ міру Міхаилъ Борисовичъ Максимовичъ, родился 4 іюня 1896 года въ селѣ Адамовка Харьковской губерни въ дворянской семьѣ. Юный Міхаилъ съ дѣтскихъ лѣтъ былъ очень набожнымъ. Напримѣръ, въ 13 лѣтъ, будучи кадетомъ Полтавскаго военнаго корпуса, по случаю 200-лѣтія Полтавской битвы во время церемоніальнаго марша, онъ повернулся къ собору и перекрестился. За это онъ былъ строго наказанъ и осмѣянъ свѣрстниками. Но по заступничеству Великаго князя Константина Константиновича наказаніе было замѣнено похвальнымъ отзывомъ. Видя духовное рвеніе молодого человѣка, его французская гувернантка перешла въ православіе. Міхаилъ получилъ юридическое образованіе въ Харьковскомъ университетѣ, однако проявлялъ большой интересъ къ церковному служенію.


     Во время революцій 1917 года, семейство Максимовичей осталось вѣрнымъ царю, а молодой Міхаилъ занимался отстаиваніемъ храмовъ отъ поруганій. Онъ былъ арестованъ большевиками за протестъ противъ снятія колоколовъ съ харьковскаго Богоявленскаго собора.


     Въ 1920-мъ году родители Міхаила уговорили его покинуть Россію, и молодой юристъ оказался въ Сербіи, гдѣ онъ поступилъ на богословскій факультетъ бѣлградскаго университета. Черезъ 2 года, въ Мильковскомъ монастырѣ, онъ принялъ постригъ подъ именемъ Іоанна Максимовича Тобольскаго, своего прадяди, просвѣтителя Сибири и Китая. Извѣстность молодого монаха Іоанна возрастала въ Сербіи. Въ 1934 году митрополітъ Антоній Храповицкій возвелъ его въ санъ епископа, и направилъ въ Шанхай окармлять русскихъ беженцевъ.


     Въ Шанхаѣ, владыка Іоаннъ содѣейстовалъ сплоченію русской діаспоры. Подъ его руководствомъ былъ построенъ храмъ Богородицы съ приходскимъ домомъ, былъ открытъ пріютъ для сиротъ и больныхъ, установленъ памятникъ А.С. Пушкину. Епископъ Іоаннъ поражалъ всѣхъ тѣмъ, что при всей активной дѣятельности онъ жилъ как бы другимъ міромъ. По рассказамъ очевидцевъ, онъ по ночамъ бодрствовалъ, неожиданно появлялся у нуждающихся въ помощи въ любыя часы, ежедневно посещалъ больныхъ со Святыми Дарами всегда добираясь пѣшкомъ. Шанхайскій періодъ въ служеніи святителя Іоанна извѣстенъ огромнымъ количествомъ исцѣленій и чудесъ по его молитвамъ.


     Во время японской оккупаціи, русскія оказывали сопротивленіе и многія предводители русскаго эмиграціоннаго комитета были убиты. Епископъ Іоаннъ проявилъ мужество и объявилъ себя временнымъ главой русской діаспоры.


     Въ 1949 году «русскія шанхайцы», опасаясь прихода къ власти коммунистовъ, выѣзжаютъ на Филиппины. Владыка направился туда организовывать русскую общину, и на мѣстѣ дикихъ джунглей выросъ городъ изъ палатокъ съ населеніемъ въ 5 тысячь человѣкъ съ тремя храмами и общественнымъ устройствомъ. При томъ, владыка все дѣлалъ съ молитвой. Когда русскія спрашивали мѣстныхъ филиппинцевъ объ опасности тайфуновъ, то тѣ отвѣчали, что нечего беспокоится, ибо «вашъ святой человѣкъ каждую ночь обходитъ весь вашъ лагерь и осеняетъ крестнымъ знаменіемъ со всѣхъ четырехъ сторонъ».


     Для облегченія жизни несчастныхъ бѣженцевъ, владыкѣ посовѣтовали обратиться въ Вашингтонъ, что онъ и сдѣлалъ, чудомъ добившись многаго. Впервые для русскихъ эмигрантовъ были изменены законы и 5 тысячь человѣкъ были перевезены въ Санъ-Франциско и получили гражданство.


     Въ 1951 святитель Іоаннъ переѣхалъ въ Европу, где возглавилъ парижскую каѳедру. Поселившись въ русскомъ кадетскомъ корпусѣ въ Версалѣ, владыка, уже в санѣ архіепископа организовывалъ образованіе русскихъ дѣтей. Также онъ восстановилъ почитаніе древнихъ западныхъ святыхъ, служившихъ до раскола церкви. Служа на французскомъ, англійскомъ, гречесомъ и другихъ языкахъ, и усердно молясь о всѣхъ вне зависимости объ ихъ вѣроисповѣданія, владыка Іоаннъ снискалъ всеобщее уваженіе и извѣстность въ Европѣ. Его величайшимъ достиженіемъ было основаніе Голландской Православной Церкви со своимъ архіереемъ, монастырями и издательской дѣятельностью.


     Въ 1960-е годы, русская община въ Америкѣ обратилась въ Сѵнодъ Зарубежной Церкви (въ Нью Іоркѣ ) съ просьбой пригласить владыку Іоанна въ Калифорнію, что и было сдѣлано. Архіепископъ Іоаннъ, какъ когда-то на Дальнемъ Востокѣ, будучи на Дальнемъ Западѣ, въ Санъ-Франциско, началъ организацію строительства храма Богородицы. Однако расколъ въ русской общинѣ былъ испитыніемъ для святителя. Среди тѣхъ, кто противился строительству храма, нашлись тѣ кто клѣветалъ на владыку. Дошло до иска противъ святителя. Однако судъ оправдалъ архіепископа и храмъ былъ построенъ.


     Въ Америкѣ святитель Іоаннъ благословилъ своихъ духовныхъ чадъ Серафіма Роуза и Германа Подмошенскаго на издательство и распространеніе духовной литературы въ Америкѣ. Ими было организовано братство св. Германа Аляскинского, открытъ монастырь въ северной Калифорніи.


     Владыка предчувствовалъ свою кончину и уѣхалъ въ Сиэтлъ, гдѣ былъ храмъ св. Николая Чудотворца, основаннаго въ честь Императора Николая ІІ. Отслуживъ Божественную Литургію, архіепископъ Іоаннъ прощался въ алтарѣ 4 часа со земнымъ служеніемъ. После, поднявшись въ келью преставился ко Господу, сидя въ креслѣ предъ Курско-Коренной иконой Божіей Матери «Знаменіе».


     Въ 1994 году, 19 іюня/2 іюля Русская Православная церковь заграницей прославила въ ликѣ святыхъ Святителя Іоанна Шанхайскаго и Сан-Францисскаго Іоанна (Максимовича). Въ 2008 году после воссоединенія зарубежной церкви съ Московскимъ Патріархатомъ, святитель Іоаннъ былъ прославленъ во всѣй Русской Церкви.