Понятіе о Богослуженіи

Боголуженіемъ вообще называется Богопочитаніе или угожденіе Богу добрыми мыслями, словами и дѣлами, т.е. исполненіе воли Божіей.

Богослуженіе началось на землѣ со времени сотворенія первыхъ людей – въ раю. Богослуженіе первыхъ людей въ раю состояло въ свободномъ прославленіи Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и другихъ Божіихъ совершенствъ, явленныхъ въ сотвореніи міра и въ промыслѣ о немъ.

Послѣ же своего грѣхопаденія люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своемъ спасеніи. Въ Богослуженіи людей, послѣ грѣхопаденія, кромѣ молитвъ Господь установилъ жертвоприношенія. Жертва выражаетъ мысль, что все, что имѣемъ, не наше, а Божіе. Соединеніе молитвъ съ жертвоприношеніями должно было, вмѣстѣ съ этимъ, напоминать людямъ, что, Богъ принимаетъ ихъ молитвы ради той жертвы, которую впослѣдствіи принесъ за всѣхъ людей пришедшій на землю Сынъ Божій, Спаситель міра.

Сначала Богослуженія совершались свободно на открытыхъ мѣстахъ. Не было ни святыхъ храмовъ, ни священныхъ лицъ. Люди приносили жертву Богу, годѣ хотѣли, и молились такими словами (молитвами), какія подсказывало имъ сосбтвенное чувство и настроеніе.

По повелѣнію Божію, во времена пророка Моисея, была устроена скинія (первый ветхозавѣтный храмъ Единому, Истинному Богу), были пзбраны священныя лица (первосвященникъ, священники и левиты), были опредѣлены жертвы на разные случаи и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый Годъ, день очищенія и др.).

Пришедшій на землю Господь Іисусъ Христосъ, уча поклоняться небесному Отцу на всякомъ мѣстѣ, тѣмъ не менѣе часто посѣщалъ ветхозавѣтный іерусалимскій храмъ, какъ мѣсто особеннаго, благодатнаго, присутствія Божія, заботился о порядкѣ въ храмѣ и проповѣдывалъ въ немъ. Такъ же поступали и святые апостолы Его, пока не было начато открытое гоненіе на христіанъ со стороны тѣхъ, кто не принялъ Христа.

Во времена апостоловъ, какъ видно изъ книги Дѣяній Апостольскихъ, были особенныя мѣста для собраній вѣрующихъ и для совершенія таинства Причащенія, называвіяся церквами, гдѣ богослуженіе совершалось поставленными на то черезъ рукоположеніе (въ таинствѣ священства) епископами, пресвѵтерами (священниками) и діаконами.

Окончательсное устройство христіанскаго Богослуженія совершено было преемниками апостольскими, подъ руководствомъ Духа Святаго и по данной имъ отъ апостоловъ заповѣди: «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Этотъ установленный порядкоъ Богослужнеія строго сохраняется въ нашей святой Православной Церкви Христовой.

Православнымъ церковнымъ Богослуженіемъ называется служеніе или служба Богу, состоящая изъ чтенія и пѣнія молитвъ, чтенія Слова Божія и священнодѣействій (обрядовъ), совершаемыхъ по поредѣленному чину, т.е. порядку, во главѣ со священнослужителемъ (епископомъ или священникомъ).

Отъ домашней молитвы церковное Богослуженіе отличается тѣмъ, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого черезъ таинство священства святою Православною Церковь., и совершается преимущественно въ храмѣ.

Церковное православно-общественное Богослуженіе имѣетъ цѣлью для назиданія вѣрующихъ въ чтеніи и пѣснопѣніяхъ изложить истинное ученіе Христово и расположить ихъ къ молитвѣ и къ покаянію, а въ лицахъ и дѣйствіяхъ изобразить важнѣйшія событія изъ священной исторіи, совершившіяся для нашего спасенія, какъ до Рождества Христова, такъ и послѣ Рождества Христова. При этомъ имѣется въ виду возбудить въ молящихся благодарность къ Богу за всѣ полученныя благодѣянія, усилить молитву о дальнѣйшихъ милостяхъ къ намъ отъ Него, и получить успокоеніе нашей душѣ.

А главное, черезъ Богослуженіе православные христіане входятъ въ таинственное общеніе съ Богомъ, черезъ совершеніе таинствъ при Богослуженіи, а особенно таинства Св. Причащенія, и получаютъ отъ Бога благодатныя силы для праведной жизни.